
Как предотвратить поломку турбокомпрессора?
Предотвратить болезнь всегда проще и дешевле, чем лечить ее. Поэтому важно знать, как уменьшить вред для вашей турбины или исключить его совсем.
Как показывает практика, основными причинами выхода турбокомпрессора из строя являются:
1) “грязная смазка”;
2) некачественное топливо;
3) нарушение правил эксплуатации и ремонта.
Конструкция турбокомпрессора такова, что между подвижными и неподвижными деталями имеются сравнительно небольшие зазоры. Малая величина зазоров – это одно из условий создания “масляного клина”, так что с этим поделать ничего нельзя. “Масляным клином” называют слой масла, возникающий в зазорах между деталями турбокомпрессора.
Масло подается в турбокомпрессор под определенным давлением с определенной температурой. Давление масла позволяет слегка приподнять подвижные детали турбокомпрессора, что позволяет исключить контакт подвижных и неподвижных элементов во время работы турбины. Зачем это нужно? Ответ кроется в условиях работы турбокомпрессора.
Дело в том, что турбокомпрессоры в процессе эксплуатации вращают свои роторы на очень высоких оборотах. В некоторых случаях скорость достигает 250 000 об/мин. Как правило, даже шариковые подшипники не выдерживают таких нагрузок и просто сгорают от трения. Есть и исключения, но и они недолговечны. Конструкторы решили эту проблему, заменив привычные всем шариковые подшипники гидродинамическими. Что же происходит, если масло долго не менять?
Выход турбокомпрессора из строя из-за “грязной смазки”
“Грязное масло”, как правило, теряет свои полезные свойства. Оно перестает эффективно отбирать тепло у деталей, поэтому они начинают перегреваться. Из-за теплового расширения уменьшаются зазоры между деталями. Комплектующие меняют свои физические свойства. К тому же “грязное масло” переносит грязь. Из-за частиц сажи и микростружки забиваются и так уменьшенные зазоры между деталями и масляные каналы. Все это неизбежно приводит к разрушению “масляного клина” и, как следствие, к повреждению деталей турбокомпрессора.
Для обслуживания турбокомпрессора используют то же масло, что и для двигателя. Если масляный фильтр изношен, загрязнение масла будет происходить быстрее. Поэтому необходимо своевременно заменять фильтр.
Поломки, связанные с использованием некачественного топлива
Во-первых, низкокачественное топливо при сгорании выделяет больше сажи. Чем же это опасно для турбокомпрессора?
Повышенное сажевыделение приводит к тому, что сажа оседает в зазорах между корпусом и тепловым экраном, подпирая его к крыльчатке турбины. Это со временем приводит к протиранию теплового экрана. В результате он перестает удерживать тепло. А ведь температура выхлопных газов в улитке турбокомпрессора может достигать 500 С°. Таким образом, из-за повреждения теплового экрана нагревается картридж, через который протекает масло. Оно тоже перегревается и уже не может выполнять свои функции должным образом.
Во-вторых, из-за плохого топлива возможно отложение сажи в сопловом аппарате регулируемой турбины, что также ведет к выходу ее из строя. Дело в том, что сопловой аппарат или же геометрия в большинстве случаев имеет подвижные лепестки. Они и позволяют изменить сечение для прохождения выхлопных газов, регулируя скорость вращения ротора и, как следствие, величину наддува. Наддув позволяет увеличить эффективность работы двигателя.
Если в зазоры между корпусом геометрии и лепестками попадает сажа, со временем лепестки могут заклинить, и управление турбиной будет нарушено. Это приведет к перенаддуву или же к недодуву, что чревато перерасходом топлива или повышением износа деталей двигателя и турбокомпрессора.
В-третьих, некачественное топливо забивает сажевый фильтр. То есть турбине просто некуда дуть из-за противодавления.
Для предотвращения неисправностей важно не только использовать качественное топливо, но и чистить турбокомпрессор. Чистку желательно проводить во время каждого снятия турбины с авто или во время ремонта двигателя. Самостоятельно выполнять эту операцию категорически запрещено. Ведь для того чтобы очистить турбокомпрессор, его необходимо полностью разобрать, а после чистки отбалансировать и собрать обратно. Для этого нужно спецоборудование и соответствующие знания.
Выход турбины из строя из-за неправильной эксплуатации, обслуживания и установки
Практика показала, что турбины ломаются чаще при агрессивной манере езды. Причиной являются перегрузки, которые регулярно испытывают детали турбокомпрессора.
Часто водители забывают о рекомендованном прогреве двигателя в зимний период. В этом случае масло не успевает нагреться до нужной температуры, поэтому не имеет необходимой текучести. Таким образом, существует реальный риск запуска турбокомпрессора “на сухую”, когда “масляного клина” еще нет. А ведь при запуске “на сухую” достаточно двух секунд, чтобы “сжечь” вал турбокомпрессора.
Необходимо уделять внимание и обслуживанию. Плановые замены воздушного и масляного фильтров, а также масла позволяют существенно увеличить срок службы не только турбокомпрессора, но и двигателя.
Во время ремонта, в частности при установке турбокомпрессора, следует проследить, чтобы не использовался резьбовой герметик. Ведь из-за него в каналах маслоподачи в турбокомпрессоре часто возникают засоры.
Внимательным следует быть и к состоянию уплотнительных прокладок. Загиб трубки, подающей масло, или ее засорение тоже могут стать причиной маслоголодания турбины.
Итак, не забывайте о профилактике. Ну а если турбина все же выйдет из строя, приезжайте к нам. Мы с радостью решим вашу проблему.
Услуги Турбокрафт
Воспользуйтесь услугами профессионалов
Соблюдаем технологию ремонта и балансировки
Соблюдаем технологию ремонта и балансировки
Обладаем навыками балансировки сложных деталей и нестандартного оборудования по требуемому классу точности
Опытные специалисты
Опытные специалисты
Имеют достаточную квалификацию балансировки разных роторов.
Оборудованный цех
Оборудованный цех
Есть парк оборудования для изготовления необходимой оснастки и устранения дисбаланса вашего ротора.
Склад запчастей
Склад запчастей
Использование высококачественных запчастей, которые всегда в наличии на складе позволяют проводить ремонт за несколько дней.